Зыков М.Б., Сабанина
Н.Р. Религии Древней Индии. – Реферат: Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд. – М.: Наука, Издательская фирма «Восточная
литература», 1993. – 320 с.: ил. ISBN
5-02-017592-7.
Глава
1. Генезис древнеиндийской цивилизации.
В первом литературном
источнике, дошедшем до нас, есть информация о всех формах культуры Древней
Индии (с. 1). Их надо рассматривать в единстве. Автор предлагает использовать
метод исторического синтеза. Сегодняшняя культура неразрывно связана с той
древней культурой. Её самые первые слои датируются 30-м веком до н.э. Тогда
появилась и письменность. Но она пока не расшифрована, так что и об их языке мы
знаем не всё.
Два древних города той местности насчитывали по 100 тысяч
жителей и смотрелись как вполне современные. Население занималось земледелием,
скотоводством и торговлей, то есть у них был сформированный рынок. Широко
применялись металлы – медь и бронза. Пользовались плугом. О религиях той поры
ничего определенного не известно. Но можно предположить, что были развиты культы
богини-матери, животных и деревьев, а также воды и огня. То есть они были
язычники. Эта цивилизация занимала одну из самых обширных территорий на Древнем
Востоке – 1600 х 1250 км. (с. 2). Это и Была Хариппская цивилизация – по
названию одного из двух крупнейших городов (с. 3) (с. 4).
Пока не понятно, почему эта цивилизация погибла. Уже
доказано, что дело не в пришлецах, а в каких-то внутренних процессах её
развития (с. 5) (с. 6). Оформление «Ригведы» произошло в период 800-500 лет до
н.э. (с. 7) (с. 8-9). «Ригведа» - как текст священный – передавалась из
поколения в поколение внеизменном виде (консерватизм религии? – МБЗ, НРС).
Во второй половине первого тысячелетия до н.э. в долине
Ганга возникают первые государственные образования (с. 10). Постепенно
создавалась индийская культурная общность.
Глава вторая. Веды и учение упанишад.
До сих пор знание наизусть гимнов «Ригведы» является обязательным для каждого образованного индуиста (613 «правил» иудаизма? Аналогичное явление? – МБЗ, НРС). Положения и идеи «Ригведы» оказались чрезвычайно стойкими и заметно повлияли на формирование мировоззрения индийцев. Ей свойственно дух преклонения перед силами природы (Пракультура? – МБЗ, НРС), идея гармоничного соответствия жизни каждого существа «ритму бытия» (основной жизненный цикл? – МБЗ, НРС).
«Ригведа» состоит из 11 книг, содержащих 1028 гимнов (10462
стиха). По своему объему она превосходит «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые.
Считалось , что эти тексты, правильно произносимые (цивилизационная матрица? –
МБЗ, НРС), - хранят нечто могущественное, таинственное (цивилизационное кольцо?
– МБЗ, НРС) (с. 11). Основное содержание древнейших книг – мифология, в которой
боги действуют в образе людей, до мельчайших подробностей повторяя их быт. То
есть это просто рассказы о людях в их основном жизненном цикле. Природа
обожествлялась как единое целое (Вселенная с её онтичностью? – МБЗ, НРС) (с.
12).
Обожение
природы ученые называют пантеизом. Древние индийцы не знли последовательного
монотеизма, культ множества богов (множества форм культуры с их ценностями? –
МБЗ, НРС) сосуществовал с верой в единый безличный принцип, стоящий над всем и
пронизывающий всё сущее (онтичность Вселенной, - МБЗ, НРС). Идея безличного и
всеобъемлющего целого становится неотъемлемым признаком религиозных школ
древней и средневековой Индии, признающих Веды своим истоком (они получают
наименование ортодоксальных в
противовес еретическим системам,
отрицающим веды и ведизм) (разговор «православных» с «католиками»? – МБЗ, НРС)
(с. 13) (с. 14). Таким образом люди той эпохи пытались определить свое место в
мире, критически осмыслить сложившиеся в обществе аоззрения на природу и
жизнь.
Божеств
(форм культуры? – МБЗ, НРС) насчитывалось 33 (сейчас в развитых странах – 36, -
МБЗ, НРС). Постепенно оформилась идея «трех миров» (трех основных сфер
жизнедеятельности общества – народонаселения, народного образования и народного
хозяйства, - МБЗ, НРС). Индийца хотелось «упорядочить мировой процесс» (то есть
оптимально руководить развитием основного жизненного цикла общества? – МБЗ,
НРС). Они ввели принцип упорядоченности (разумного управления? – МБЗ, НРС) (с.
15). Отсюда, естественно, вытекало тождество нравственной идеи с абсолютными и
наиболее всеобщими (онтичными? – МБЗ, НРС) законами развития и существования
мира. Поэтому для ведийского мировоззрения характерно соединение идеи
космического миропорядка (онтичности? – МБЗ, НРС) с ритуальной практикой жрецов
(эмоционально насыщенная цивилизационная матрица, особенно если резать и
убивать животных, а еще лучше и прямо человека. Что делать, сознание
интенционально, - МБЗ, НРС) (с. 16).
Одинаковая
подчиненность людей и небожителей единой вселенской безличной силе (онтичности?
– МБЗ, НРС) является кардинальной идеей ригведийского мировоззрения. Она
переходит в позднейшие индийкие религиозные системы – индуизм и буддизм. Именно
отсюда возникает «закон кармы» (основного жизненного цикла человека и общества?
– МБЗ, НРС), утверждающий зависимость каждого существа от совершенных ранее поступков (цикл
«крутится», возвращаясь в исходную точку, - МБЗ, НРС). В Этом смысле «Ригведа» является
источником торжества принципа праведного поведения, символом всеобщей
упорядоченности и гармонии (всестороннего гармоничного и высокого развития? –
МБЗ, НРС). Это – глубокое философское осмысление материальных предметов и
процессов в природе и в обществе (экзибиты природы и артифакты культуры, - МБЗ,
НРС) (с. 17) (с. 18).
Постепенно
появилось и учение о том, что люди бывают разные (эмиры, силачи и аватары? –
МБЗ, НРС). Три сословия были известны в индоевропейской древности (с. 19).
Можно
говорить, что «Ригведа» в целом подготовила переход к новой стадии эволюции
религиозно-философской традиции, зафиксированной в упанишадах, а они самым
существенным образом отразились в буддизме. Её воздействие далеко не
ограничивается сферой религии и философии, а очевидно во всех формах индийской
культуры (на функционировании всего жизненного цикла общества? – МБЗ, НРС) (с.
21). Позже возникает идея, что «Брахман (онтичность? – МБЗ, НРС) – опора
Вселенной» (с. 22). Догадываются индийцы и о существовании Кибера: своеобразный «физиологизм» чрезвычайно типичен для
литературы брахман и упанишад. Показательны, например, рассуждения о функциях
органов чувств, прежде всего зрения, слуха и речи (о трех формах активного
психического отражения действительности? – МБЗ, НРС). Индийцы мучительно
размышляют о «думании про себя» (о роли подсознательного и досознательного,
воспитания чувств - в психической жизни
человека? – МБЗ, НРС) (с. 23). Некоторые тексты являются прямо-таки подлинным
гимном человеку, его созидательной энергии и творческому дерзанию (творческой
интуиции? – МБЗ, НРС). Индийцы хорошо знают, что в растениях есть сок, а в
животных – чувство. Атман – совесть – становится особенно чистым в человеке. У
индийцев функциям организма (например размножению? – МБЗ, НРС) приписывается сверхестественный, космический
характер (см. все наши статьи и публикации, - МБЗ, НРС) (с. 24).
Западные
и индийские ученые видели свою главную задачу в воссоздании и интерпретации
центральной доктрины индийской религиозно-философской традиции – идеи единства
Атмана-Брахмана (мы это обозначаем как «Человек равен Вселенной», - МБЗ, НРС)
(с. 25) (с. 26). Именно поэтому монистическому мировоззрению суждено было стать
(с. 27) основой идеологии индуизма, а позднее и философии веданты (с. 28) (с.
29).
Если
авторы ригведийских гимнов были прежде всего певцами и поэтами, то авторы
упанишад – уже философы и мудрецы. В центре их внимания находятся вопросы о
человеке, его сущности, истинных (онтичных? – МБЗ, НРС) ценностях и целях его
бытия, вопросы, глубоко волновавшие мыслителей и античной Греции, и древнего
Китая. Этот новый этап в развитии древнеиндийской духовной культуры был,
несомненно, связан с переменами в социальной жизни (с переходом на следующую,
более высокую ступень цивилизационно-экономического развития? – МБЗ, НРС). Это
по времени – конец четвертого века до н.э. (с. 30). В более поздний период идеи
упанишад становятся известными в греко-римском мире.


0 коммент.:
Отправить комментарий