четверг, 1 мая 2014 г.

8 Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Религии Древней Индии


Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Религии Древней Индии. – Реферат: Бонгард-Левин Г.М.  Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд.  – М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 320 с.: ил. ISBN 5-02-017592-7.

Глава 1. Генезис древнеиндийской цивилизации.
В первом литературном источнике, дошедшем до нас, есть информация о всех формах культуры Древней Индии (с. 1). Их надо рассматривать в единстве. Автор предлагает использовать метод исторического синтеза. Сегодняшняя культура неразрывно связана с той древней культурой. Её самые первые слои датируются 30-м веком до н.э. Тогда появилась и письменность. Но она пока не расшифрована, так что и об их языке мы знаем не всё.
         Два древних города той местности насчитывали по 100 тысяч жителей и смотрелись как вполне современные. Население занималось земледелием, скотоводством и торговлей, то есть у них был сформированный рынок. Широко применялись металлы – медь и бронза. Пользовались плугом. О религиях той поры ничего определенного не известно. Но можно предположить, что были развиты культы богини-матери, животных и деревьев, а также воды и огня. То есть они были язычники. Эта цивилизация занимала одну из самых обширных территорий на Древнем Востоке – 1600 х 1250 км. (с. 2). Это и Была Хариппская цивилизация – по названию одного из двух крупнейших городов (с. 3) (с. 4).
         Пока не понятно, почему эта цивилизация погибла. Уже доказано, что дело не в пришлецах, а в каких-то внутренних процессах её развития (с. 5) (с. 6). Оформление «Ригведы» произошло в период 800-500 лет до н.э. (с. 7) (с. 8-9). «Ригведа» - как текст священный – передавалась из поколения в поколение внеизменном виде (консерватизм религии? – МБЗ, НРС).
         Во второй половине первого тысячелетия до н.э. в долине Ганга возникают первые государственные образования (с. 10). Постепенно создавалась индийская культурная общность.
Глава  вторая. Веды и учение упанишад.

       
До сих пор знание наизусть гимнов «Ригведы» является обязательным для каждого образованного индуиста (613  «правил» иудаизма? Аналогичное явление? – МБЗ, НРС). Положения и идеи «Ригведы» оказались чрезвычайно стойкими и заметно повлияли на формирование мировоззрения индийцев.  Ей свойственно дух преклонения перед силами природы (Пракультура? – МБЗ, НРС), идея гармоничного соответствия жизни каждого существа «ритму бытия» (основной жизненный цикл? – МБЗ, НРС).
         «Ригведа» состоит из 11 книг, содержащих 1028 гимнов (10462 стиха). По своему объему она превосходит «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые. Считалось , что эти тексты, правильно произносимые (цивилизационная матрица? – МБЗ, НРС), - хранят нечто могущественное, таинственное (цивилизационное кольцо? – МБЗ, НРС) (с. 11). Основное содержание древнейших книг – мифология, в которой боги действуют в образе людей, до мельчайших подробностей повторяя их быт. То есть это просто рассказы о людях в их основном жизненном цикле. Природа обожествлялась как единое целое (Вселенная с её онтичностью? – МБЗ, НРС) (с. 12).
Обожение природы ученые называют пантеизом.  Древние индийцы не знли последовательного монотеизма, культ множества богов (множества форм культуры с их ценностями? – МБЗ, НРС) сосуществовал с верой в единый безличный принцип, стоящий над всем и пронизывающий всё сущее (онтичность Вселенной, - МБЗ, НРС). Идея безличного и всеобъемлющего целого становится неотъемлемым признаком религиозных школ древней и средневековой Индии, признающих Веды своим истоком (они получают наименование ортодоксальных в противовес еретическим системам, отрицающим веды и ведизм) (разговор «православных» с «католиками»? – МБЗ, НРС) (с. 13) (с. 14). Таким образом люди той эпохи пытались определить свое место в мире, критически осмыслить  сложившиеся в обществе аоззрения на природу и жизнь.
Божеств (форм культуры? – МБЗ, НРС) насчитывалось 33 (сейчас в развитых странах – 36, - МБЗ, НРС). Постепенно оформилась идея «трех миров» (трех основных сфер жизнедеятельности общества – народонаселения, народного образования и народного хозяйства, - МБЗ, НРС). Индийца хотелось «упорядочить мировой процесс» (то есть оптимально руководить развитием основного жизненного цикла общества? – МБЗ, НРС). Они ввели принцип упорядоченности (разумного управления? – МБЗ, НРС) (с. 15). Отсюда, естественно, вытекало тождество нравственной идеи с абсолютными и наиболее всеобщими (онтичными? – МБЗ, НРС) законами развития и существования мира. Поэтому для ведийского мировоззрения характерно соединение идеи космического миропорядка (онтичности? – МБЗ, НРС) с ритуальной практикой жрецов (эмоционально насыщенная цивилизационная матрица, особенно если резать и убивать животных, а еще лучше и прямо человека. Что делать, сознание интенционально, - МБЗ, НРС) (с. 16).
Одинаковая подчиненность людей и небожителей единой вселенской безличной силе (онтичности? – МБЗ, НРС) является кардинальной идеей ригведийского мировоззрения. Она переходит в позднейшие индийкие религиозные системы – индуизм и буддизм. Именно отсюда возникает «закон кармы» (основного жизненного цикла человека и общества? – МБЗ, НРС), утверждающий зависимость каждого существа  от совершенных ранее поступков (цикл «крутится», возвращаясь в исходную точку, - МБЗ, НРС). В Этом смысле «Ригведа» является источником торжества принципа праведного поведения, символом всеобщей упорядоченности и гармонии (всестороннего гармоничного и высокого развития? – МБЗ, НРС). Это – глубокое философское осмысление материальных предметов и процессов в природе и в обществе (экзибиты природы и артифакты культуры, - МБЗ, НРС) (с. 17) (с. 18).
Постепенно появилось и учение о том, что люди бывают разные (эмиры, силачи и аватары? – МБЗ, НРС). Три сословия были известны в индоевропейской древности (с. 19).
Можно говорить, что «Ригведа» в целом подготовила переход к новой стадии эволюции религиозно-философской традиции, зафиксированной в упанишадах, а они самым существенным образом отразились в буддизме. Её воздействие далеко не ограничивается сферой религии и философии, а очевидно во всех формах индийской культуры (на функционировании всего жизненного цикла общества? – МБЗ, НРС) (с. 21). Позже возникает идея, что «Брахман (онтичность? – МБЗ, НРС) – опора Вселенной» (с. 22). Догадываются индийцы и о существовании Кибера: своеобразный  «физиологизм» чрезвычайно типичен для литературы брахман и упанишад. Показательны, например, рассуждения о функциях органов чувств, прежде всего зрения, слуха и речи (о трех формах активного психического отражения действительности? – МБЗ, НРС). Индийцы мучительно размышляют о «думании про себя» (о роли подсознательного и досознательного, воспитания чувств -  в психической жизни человека? – МБЗ, НРС) (с. 23). Некоторые тексты являются прямо-таки подлинным гимном человеку, его созидательной энергии и творческому дерзанию (творческой интуиции? – МБЗ, НРС). Индийцы хорошо знают, что в растениях есть сок, а в животных – чувство. Атман – совесть – становится особенно чистым в человеке. У индийцев функциям организма (например размножению? – МБЗ, НРС)  приписывается сверхестественный, космический характер (см. все наши статьи и публикации, - МБЗ, НРС) (с. 24).
Западные и индийские ученые видели свою главную задачу в воссоздании и интерпретации центральной доктрины индийской религиозно-философской традиции – идеи единства Атмана-Брахмана (мы это обозначаем как «Человек равен Вселенной», - МБЗ, НРС) (с. 25) (с. 26). Именно поэтому монистическому мировоззрению суждено было стать (с. 27) основой идеологии индуизма, а позднее и философии веданты (с. 28) (с. 29).
Если авторы ригведийских гимнов были прежде всего певцами и поэтами, то авторы упанишад – уже философы и мудрецы. В центре их внимания находятся вопросы о человеке, его сущности, истинных (онтичных? – МБЗ, НРС) ценностях и целях его бытия, вопросы, глубоко волновавшие мыслителей и античной Греции, и древнего Китая. Этот новый этап в развитии древнеиндийской духовной культуры был, несомненно, связан с переменами в социальной жизни (с переходом на следующую, более высокую ступень цивилизационно-экономического развития? – МБЗ, НРС). Это по времени – конец четвертого века до н.э. (с. 30). В более поздний период идеи упанишад становятся известными в греко-римском мире.

0 коммент.:

Отправить комментарий