Ефанова К., Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Святой
Владимир. – Реферат: Кузьмин А.Г. Владимир Святой // Великие государственные
деятели России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий
и школ / Под редакцией А.Ф. Киселева. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,
1996. – 404 с.: илл. ISBN 5-87065-005-3 - C.
6-23.
Государство Русь
складывалось в 6-10 веках, как и другие
европейские государства из многих племен и языков, сорванных с мест Великим переселением народов. Главными компонентами – и по
численности, и по значению, - были племена славян и руси.
Славяне в 6-7 веках расселяются на обширных пространствах
Европы. Огромные возможности для этого давала господствовавшая у славян
территориальная община, в рамках которой принципам родства и происхождения не
придавалось особого значения (демократия? – МБЗ, НРС).
Племя русь (рутены, руйяне, рути, русци и др.) труднее для опознания. Этим именем называют
разные племена, поэтому возникают несовместимые теории (с. 6) происхождения и
этнического значения «руси». В Европе раннего средневековья известны более
десятка «Руссий», и в большинстве случаев это потомки выселявшихся с 3 века из
Прибалтики упоминаемых Тацитом ругов.
В юго-восточной части Европы «русами» часто называли алан, что, видимо, связано
с их многовековыми контактами руссами причерноморскими. В центральной
Европе, Прибалтике и в землях восточных
славян под именем «руссов» известны именно руги, активные участники потрясений
4-6 веков, упоминаемые Иорданом (6 век) под именем «ругов», «рогов»,
«розомонов». Для названной группы племен была характерна кровно-родственная
община с ясно выраженной иерархией внутри «большой семьи». Это именно те
племена, которые сокрушили Рим и уничтожили друг друга (ругань, ругательство,
ругаться? – МБЗ, НРС).
Борьба за лидерство, в конечном счете, привела к «разбеганию» этих племен друг от
друга, в результате чего готы, вандалы, руги и многие другие племена оказались
в самых разных уголках Европы и Северной
Африки, и многие из них исчезли уже к 6 веку.
Руги чаще всего упоминаются наряду с готами в качестве их
постоянных соперников. Они соприкасались и в Прибалтике. И в Причерноморье. И
хотя Иордан отличает их значительные внешние различия, в образе жизни у них
было много общего. Отличала их, в частности, постоянная борьба за лидерство,
что отражалось и в письменных источниках, в
позднейших записях устных
германских саг. В противостоянии с готами и другими германскими племенами руги,
русы имели естественными союзниками славян и в Подунавье (Древний Ругиланд,
позднейшая Дунайская Русь), и в Прибалтике, и в Причерноморье. В большинстве
этих областей руги – русы к 9 веку переходят на славянскую речь и воспринимают
себя как аристократический славянский род. Однако своим менталитетом они
заметно отличаются от славян.
Территориальная
община славян – выстраивающееся снизу вверх самоуправление.
Кровно-родственная
община руссов – иерархия, спускающаяся сверху вниз (в этом случае речь
идет, очевидно, о становлении трех форм культуры – Права, Управления и Семьи, -
МБЗ, НРС).
На протяжении столетий (с. 7) славянская община будет ассоциироваться с понятием «Земля», а
община руссов привнесёт психологию «власти», как чего-то внешнего по отношению
к «Земле». Отличие от Западной Европы в данном случае проявится в том, что на
Западе община довольно скоро будет подавлена «Властью», а на Востоке они будут
противостоять вплоть до ХХ столетия.
В IX
веке
складываются два центра притяжения в землях восточных славян – северный и
южный. Северный формируется вдоль Волго-Балтийского водного пути, связывающего
славянский южный берег Балтики с Волжской Болгарией. Этот путь отмечен кладами
арабских монет, и по нему шел поток переселенцев из славянского Поморья,
отступавших под натиском германских племен.
Другой путь связывал славян и руссов Подунавья (Великой
Моравии) со средним Поднепровьем. По всему Волго-Балтийскому пути славянские
племена соприкасались с различными группами руссов, разбросанных по островам и
юго-восточному побережью Балтики, а приднепровские славяне находились в
многовековом контакте с ругами – руссами,
переселившимися сюда во 2-3 веках из Прибалтики, а позднее неоднократно
выселявшимися из Среднего Подунавья.
В IX
веке
начинает складываться и меридианальный путь, пересекающий два названных: это
известный по летописи путь «из Варяг в греки». Варяги в узком смысле слова это
соседи ругов – варины, буквально «поморяне». Племя варинов (варингов –
вэрингов) тоже участвовало в Великом переселении и оставило, в частности,
след в Бургундии на Роне, где с раннего
средневековья было известно поселение Варанговилл. Но большая часть его
вернулась к побережью Балтики, где оно и было ассимилировано славянами. В
расширительном смысле варягами называли всех жителей южного берега Балтики, а
позднее в их число включили всех скандинавов и даже вообще всех западных христиан, «латинян».
В 9 веке впервые предпринимаются попытки объединить оба
центра по пути из варяг в греки. Инициатива идет с севера. Юг Руси в это время
испытывает давление Хазарии: ряд славянских племен, в том числе поляне, которых
летописцы отождествляли с русью, в
середине века платили хазарам дань. Пришельцы с севера освобождали от этой
дани, а потому (с. 8) сопротивления им не оказывали. Олег в конце 9 века делает
Киев столицей нового государства, объявив город «матерью городов русских». От
уплаты дани хазарам освобождаются славянские племена, примыкающие к Дону. Поход
на греков приносит достаточно выгодный для Руси договор, дающий гарантии купцам
и укрепляющий положение Руси на Черном (Чермном-Русском, то есть «Красном»)
море. Договор фиксирует северные «иллирийские» (не германские) имена, и русский
его противень – очевидно, перевод с греческого – носит следы влияния языка
дунайских славян.
Этот договор – «Русский закон» - не обязательно был
письменным. Сами «варварские правды» - в
большинстве запись обычного права, которому и ранее следовали многие поколения
(форма культуры Право, - МБЗ, НРС). Но он во всех случаях интересен, поскольку
позволяет увидеть отличия как от
греческих правовых норм, так и от некоторых германских. Обычно ссылки на
«Русский закон» следуют в тех случаях, когда греческое законодательство
предполагает смертную казнь или членовредительство. По «Русскому закону» в
таких случаях полагался лишь денежный штраф, и это одна из специфических черт
вообще славяно-русского законодательства.
9-10 века в истории Киевской Руси – это время господства
дружинной идеологии: «Земля» и «Власть» существуют почти независимо друг от
друга. «Земля» платит дань, как правило
весьма умеренную (белка со двора или «дыма» - очага в больших домах, где
проживало по нескольку семей, входивших в состав большой семьи). Размеры дани
не менялись столетиями и предполагали определенные обязательства собиравшей её
«Власти». Так, Олег просто переводит на себя дань, которую северяне раньше
платили хазарам, обещая самому разобраться с хазарами: «Аз им противен, а вам
нечему». Дань могла в той или иной части (с определенной территории) передаваться
отдельным «мужам». За справедливостью такого пожалования следила дружина, с
которой князь обычно решал все важнейшие дела. Так, дружина осудила Игоря,
который «дал единому мужеви (имелся в виду воевода Игоря Свенельд) много». Дружина же могла побудить князя к нарушению
какой-то договоренности. Так погиб Игорь, убитый древлянами (или дружиной
Свенельда) при попытке присвоить себе ту дань, которую он (с. 9) уже ранее
отдал своему воеводе, а также взыскать с
населения дань в непредусмотренных размерах.
Показательно, что вдова убитого князя – Ольга стремится
упорядочить именно сбор дани, установив её размеры, и определенные места
доставки самими подданными (речь идет о формах культуры Право и Управление, _
МБЗ, НРС). При Ольге более четко разделяется
корпоративная собственность дружины (прообраз будущей государственной
собственности) и собственность княжеского домена. По традиции, идущей от эпохи
Великого переселения, князь имел право на треть добычи, захваченной в походе.
Такую треть Ольга получила после карательной операции – мести за убитого князя
Игоря (форма культуры Война с антиценностью Месть, - МБЗ, НРС), что специально
отмечено летописцем. В целом же мероприятия Ольги ещё не выходили за рамки
поддержания традиционных норм взаимоотношений «Земли» и «Власти», хотя и
способствовали их более тесному взаимодействию.
Сын Ольги Святослав, напротив, собственно государственными
делами интересовался мало. Он – рыцарь, для которого главное – победа в честном
бою и добытые оружием почести и товары (форма культуры Война с псевдоценностью
Победа, - МБЗ, НРС). Он сокрушил хазарский каганат, прошел до Волжской
Болгарии, Северного Кавказа, а затем ввязался в войну Византии и Болгарии,
сначала в качестве союзника – наемника Византии, позже – в качестве её
активного противника. Святослав решил «центр земли» перенести в низовья Дуная,
в Переяславец, где, видимо, еще с 5 века
сохранилась одна из «Русий». Сюда после поражения гуннов в борьбе с гепидами
отступила часть их союзников – руги, которые попросили византийского императора
принять их на службу. (И даже в 14 веке города по Нижнему Дунаю будут считаться
«русскими»).
Возможно, что соглашение с Византией потому и было нарушено
Святославом, что Империя не желала иметь под боком такого соседа (форма
культуры Политика? – МБЗ, НРС). Однако силы были явно неравными. Святослав
потерпел поражение. Из 60 тысяч воинов, приведенных им на Дунай, в Киев
возвращалось лишь 10 тысяч. Летописец сообщает любопытную деталь: дабы
византийцы о размере потерь русских, Святослав, предложив мирные переговоры,
«10 тысяч прирече». И действительно, византийские источники числили в дружине
Святослава 22 тысячи, на которые было выдано по две меры хлеба «на дорогу»
(форма культуры Хозяйство? – МБЗ, НРС). Не исключено также, что намерение князя
остаться (с. 10) на Дунае далеко не всем понравилось. Так, уже упоминавшийся
Свенельд ушел к Киеву на конях, в то время как Святослав с частью дружины
отправился морем на ладьях. Проведя зиму в Белобережье у устья Днепра, где,
судя по всему, имелись какие-то славянские поселения, возможно и не входящие в
состав Руси Киевской, он весной двинулся
вверх по Днепру и погиб, попав в засаду, устроенную печенегами. В истории этой
много загадочного, но похоже Киев не стремился помочь своему бывшему князю, а
летописцы, воспевая его храбрость, осуждают его за пренебрежение интересами
своей земли. Летописец в связи с набегом на Киев печенегов в 968 году,
приписывает киевлянам слова: «Чужих желая, своих погуби». Эти же слова, по
позднейшим летописям, будут начертаны на
кубке, сделанном печенегами из черепа киевского князя.
В 11 столетии в Киеве утверждается метрополия
константинопольского подчинения. Из-за хронологической путаницы и период от
гибели Святослава (972 год) до вокняжения Владимира в Киеве определяется периодом от пяти до восьми лет. Похоже, что к
моменту гибели князя сыновья его были в отроческом возрасте и находились под
влиянием своих бояр и воевод (с. 11).
Киевская Русь Х века оставалась ещё очень рыхлым
государственным образованием, как и большинство государств той эпохи. «Земля» и
«Власть» - каждая жили своей
самостоятельной (с. 12) жизнью, не только не сливаясь, но и не сближаясь без
особой необходимости (может быть именно в этом причина не только сохранения, но
и укрепления «двоеверия» на Руси? – МБЗ, НРС) (обычно вызываемой внешними
обстоятельствами). Практически это означало, что внутреннее устройство «Земли»
оставалось традиционным и попытки «Власти» что-либо изменить в этом внутреннем
быте (формы культуры Быт и Образ жизни? – МБЗ, НРС) встречали решительное
противодействие (вооруженное сопротивление, отказ от уплаты дани, просто
неповиновение, уход на новые территории). Да и усобицы внутри русского
княжеского рода мало затрагивали «Землю», и она включалась в разборки лишь в
том случае, если реально дело касалось интересов «Земли». Сам «род русский» в Х
веке борется за некую монополию – княжить в различных славянских землях. Но ко
времени вокняжения Владимира добиться этого удалось лишь собственно в «Руси»
(Киевское Приднепровье) и в Древлянской земле, где местная династия была
ликвидирована после восстания 945 года. В стане же претендентов на разные
княжения пока действовала только сила, а не какое-либо право наследования
(форма культуры Право была еще слабой? – МБЗ, НРС). Владимир явился, по
существу, первым князем, который
попытался как-то определить внутреннее устройство государства (формы культуры
Право и Управление? – МБЗ, НРС).
Как и его предшественники, Владимир начал с подчинения
племен, ранее плативших дань Киеву или
Новгороду Владимир расширял свои владения, двигаясь из Новгорода, - МБЗ, НРС).
В скандинавских сагах это первый известный им князь, правивший в «Гардах», и
первый, на службе у которого были некоторые герои саг. Здесь особенно
выделяется Олаф, позднее крестивший Норвегию. Детство же его прошло, по сагам,
при Владимире и его матери (или супруге) Алогии (видимо, скандинавское воспроизведение
имени Ольги). По сагам, Олаф добросовестно служил Владимиру, завоевывая для
него те земли по Балтийскому побережью, которые и ранее платили дань русским
князьям. «Старина» в данном случае воспринимается как законное право (как и
сейчас в восточной Украине, _ МБЗ, НРС).
В русских летописях сохранилось описание лишь первой
половины княжения Владимира (980-986). Это ежегодные походы по старым и новым
путям. Р второй половине княжения почти ничего не известно. Но в итоге 12 его
сыновей (от пяти жен) размещаются по всем славянорусским центрам от Прибалтики
до Тьмутаракани. У польских же авторов
мы находим сведения и об активности русского князя на Балканах и в Подунавье.
Так, Стрыйковский (16 век) утверждает, что Владимир (с. 13) «собрал большое войско, с которым
переправившись через Дунай, подчинил земли Болгарскую, Сербскую, Хорватскую, Семиградскую,
Вятницкую, Ятвяжскую, Дулебскую и те земли, где теперь волохи, мултаны и
татары добручские, и всех привел в послушание одним походом и наложил на них
дань, которую они раньше давали царям греческим».
Убедительные военные и, в целом, внешнеполитические успехи
побудили Владимира бросить своеобразный вызов Византии чеканкой золотой монеты
с именем «Базилевс» (форма культуры Экономика? – МБЗ, НРС) (христианское имя
Владимира – Василий восходит к тому же титулу) и регалиями, характерными для
византийских императоров. «Базилевсом» назван Владимир и в «Записке
греческого топарка», обычно датируемой концом 10 – началом 11 веков. Как правило,
обращают внимание и на то, что супругу князя – сестру константинопольского
императора Анну русские источники называют «царицей», а не «царевной». Может
быть, важнее другое: в знаменитом «Слове» Илариона, а также и в «Житии Владимира» князя называют «каганом». А
этот титул на Востоке приравнивался к императорскому. (Русские «князья» в Европе титуловались «королями»)
(то есть можно считать первым императором России именно Владимира, а началом
русской империи – конец 10 века? – МБЗ, НРС) (и отпраздновать, например, в 2015
году, тысячелетие Русской империи? – МБЗ, НРС).
На все эти факты в литературе обращали внимание, но акцент
делался на своеобразном «пожаловании» Константинополя (с. 14) нежелательному
союзнику. Но весь контекст событий конца 10 – начала 11 веков, включая
христианизацию Руси, заставляет видеть в
самом Владимире инициатора новой титулатуры, направленной в основном вовне,
прежде всего как раз против византийских императоров. Византийское же
представление о власти на Руси в 10-11 веках не могли ни принять, ни даже понять. С дружиной князь оставался
первым среди равных, что отмечают и летопись, и былинная традиция (опять к
вопросу о традиции «двоеверия» на Руси и в России, - МБЗ, НРС).
Киев был взят Владимиром с помощью наемных варягов, которые требовали
«обычной» платы – права грабить город в течение трёх дней или же получить
соответствующий выкуп. Владимир постарался избавиться от беспокойных наемников,
отправив их в Византию, где в наемниках
была большая потребность. И в этой акции проявилась не только трезвость
политика, овладевшего столицей своей же «отчизны», но и готовность сотрудничать
с «Землей», и отрицание этнических приоритетов.
Отрицание этнических приоритетов просматривается и в составе
дружины, и в отношении к пленным (они получали земли для поселений, хотя и у
беспокойных южных границ), и в языческой реформе, предпринятой вскоре после
занятия Киева.
Языческая реформа Владимира – явление почти уникальное (с.
15) Дело в том, что Древнерусское государство включало в свой состав племена
весьма различные по истокам и потому с разными верованиями. Даже и в собственно
славянском мире, например, на южном берегу Балтики (впрочем, под влиянием
местного ассимилированного населения), существовали верования принципиально
разные: у некоторых племён были храмы с изваяниями и изображениями богов,
другие просто поклонялись рощам и источникам. Реформа, очевидно, предполагала
создание такого пантеона богов, который удовлетворял бы главные племена нового
государственного образования. Первым в
пантеоне назван Перун – бог русской дружины, почитавшийся у балтийских
славян («Перунден» - день Перуна, четверг, дожил аж до 19 века, а в Новгороде
культ Перуна в течение длительного времени сосуществовал с христианством).
Деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами – явно заимствован у
балтийских славян, где подобные изображения и видел Владимир в течение двух лет
своего изгнания (из Киева, - МБЗ, НРС).
Следующее божество — Хорс, бог солнца, популярный, видимо, у южных русов, и
по имени, и по функциям близок аналогичным божествам индоарийского круга племен
и народов. Даждьбог, скорее всего, главное из собственно славянских божеств.
Стрибог и Симаргл опять-таки ведут к индоарийскому ареалу, хотя следует
считаться и с урало-угорским компонентом. Мокош — авторитетное женское
божество славян этимологически тоже как будто связано с северными
урало-угорскими языками. Загадочным остается отсутствие в пантеоне второго из
главных русских богов — Велеса. Он обычно следовал за русскими дружинами в их
походах наряду с Перуном в качестве покровителя торговли и богатства.
Возможно, в этом сказались обстоятельства только что отгремевшей кровавой
распри. Но Велес в Киеве, судя по «Слову о полку Игореве», весьма почитался,
тогда как Перун, похоже, так и не вышел за пределы дружины (в «Слове» он даже
не упомянут).
Реформа Владимира имела явно антихристианскую направленность. Есть мнение,
что Ярополк либо был христианином, либо склонялся к нему. Так или иначе,
христиане, которых немало было в Киеве со времен Игоря (видимо, это были
эмигранты из Моравии), должны были поддерживать (с. 16) Ярополка хотя бы из явной расположенности Владимира к
язычеству. На южном берегу Балтики в это время назревало мощное восстание
против христианства, которое разразилось в 983 г. и привело почти к
повсеместному восстановлению язычества и изгнанию христиан (в том числе и
славян- христиан). Именно эта антихристианская атмосфера пропитывала и дух
языческой реформы Владимира. В том же 983 г. на Руси появились первые
мученики-христиане. Реформа язычества сопровождалась привнесением обычая
человеческих жертвоприношений, отсутствовавшего у славян, но известного у
некоторых групп русов. Жребий пал на юношу христианина, сына
варяга-христианина. Отец вступился за сына и был вместе с ним убит. В
позднейшей традиции отмечалось, что первая церковь Богородицы — Десятинная -
была построена Владимиром именно на крови варягов. Этим Владимир как бы
стремился искупить вину, обратившись в христианство.
Реформа явно не удалась, поскольку объединить разнохарактерное
язычество в условиях довольно острых социальных и межэтнических противоречий
было практически невозможно: в языческих верованиях не было для этого
каких-либо рычагов. В Киеве, где уже по крайней мере полвека мирно уживались
язычники и христиане (это видно и по летописям, и по могильникам моравского
типа, где хоронили и христиан, и язычников), «северные» привнесения казались
чуждыми. И резкий поворот Владимира — не столько его инициатива, сколько дань
настроениям ближайших его подданных.
Крещение Руси — тема, запутанная уже в источниках первого и
второго поколения после Владимира, а вслед за источниками её ещё более запутали
в историографии. Летописец, сводивший разные материалы примерно столетие
спустя после крещения, помимо отстаиваемой им «корсунской» версии, знал
«киевскую», «василевскую» и какие-то не определенные им («иные инако скажут»).
И в литературе специалисты распределились по четырем версиям: византийская,
болгарская, моравская, римская. За каждой стоят какие-то данные т аргументы, ни
одна не может быть просто отброшена. А означает это, что вопрос должен быть
поставлен иначе: аочему шла борьба за Владимира, и какие общины стояли за
претендентами. И выявляется, что ко времени крещения (с. 17) Владимира на Руси было несколько разных
христианских общин. В самой Византии боролись и сосуществовали разные
трактовки христианского вероучения. Так, в Корсуне всегда сохранялась своя
специфика, что сближало в ряде случаев корсунцев с западными христианами (культ
Климента, папы Римского, Мартина и др.). Какая-то группа черноморских русов
приняла крещение уже около 867 г., а митрополия константинопольского
подчинения известна здесь, по крайней мере, с начала X в. Эти русы оказывались
как бы под двойным влиянием: из Константинополя, и из Корсуня. Ольга
крестилась в Константинополе, но за миссионерами направила послов в Германию.
Массовое переселение из Моравии фиксируется обширным археологическим материалом
середины X в. (следствие разгрома Моравии венграми). Но само моравское
христианство было весьма неоднородным. Здесь сосуществовали ирландские общины,
арианские, ориентированные на антиохийское патриаршество, на Рим, на Германию,
В свою очередь, варяги с южного берега Балтики также ориентировались на разные
церковные центры: ирландско-британскую церковь, Германию, Моравию и даже
Византию. И все эти течения в раннем русском христианстве отразились, причем
византийское влияние больше ощущалось в Новгороде, нежели в Киеве. Достаточно
сказать, что киевская летопись, несмотря на неоднократные переработки, сохранила
арианский символ веры. А арианами на протяжении многих столетий были готы,
лангобарды, руги-русы подунайские (по крайней мере, до XII в. остававшиеся
таковыми). Самого просветителя славян Мефодия римская церковь обвиняла в арианстве
на протяжении ряда столетий после его смерти. (Поэтому к лику святых он был
причислен лишь в 1380 г. — через пять столетий после кончины).
Византийской версии обычно противостоят два факта: отсутствие
сведений о крещении Руси при Владимире в греческих источниках и появление
митрополии константинопольского подчинения в Киеве лишь полвека спустя после
крещения Владимира. К этому можно было бы добавить, что и русские источники,
современные событиям христианизации Руси, мало уделяли этому внимания, хотя в
конце X в. и составлялся первый значительный труд по истории Руси. И это не
случайно. «Выбор веры», которому уделено большое (с. 18) внимание и в летописи,
и во внелетописных сочинениях XI в., предполагал не озарение свыше, а
прагматический политический выбор, обсуждавшийся с боярами и дружиной. Само
сопоставление разных религий не предполагает религиозного экстаза. И конечно,
князь, весьма ревниво относившийся к возможности какого-либо влияния извне, не
мог допустить подчинения вновь создаваемой церковной организации любым внешним
центрам. И в ранней русской церкви весьма заметны черты «демократических»
течений в христианстве, не претендовавших на первенство «священства» перед светской
властью.
В источниках запутан вопрос и о месте, и о дате крещения
Владимира. Видимо, самая ранняя версия отражена в извлечении из летописи в
составе «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова мниха, жившего в середине XI в. В
извлечении кратко упомянуты события конца X в., и, видимо, восходят они к одной
из редакций составлявшейся тогда летописи. Ранняя летописная форма проявляется
здесь в том, что события датируются в рамках отдельных княжений без абсолютных
дат (таковые в некоторых случаях проставлены, видимо, самим Иаковом мнихом). По
этой версии Владимир крестился за два года до похода на Корсунь. Похоже именно
эта версия в первую очередь отвергалась летописцем, настаивавшим на крещении
Владимира в Корсуне.
На корсунской версии настаивал летописец, близкий Десятинной
церкви Богородицы — главной в эпоху Владимира. В этой церкви и около неё
размещались святыни и просто скульптуры и украшения, вывезенные Владимиром из
корсунского похода. В церкви служил клир во главе с Анастасом, приглашенным или
вывезенным из Корсуня. Именно сюда, в частности, поступила голова святого Климента.
Его могила была открыта Кириллом-Константином во время посещения Корсуня в 861
г., а культ был распространен на западе Европы и при участии самого Кирилла
также в подунайских славянских землях (Кирилл захватил с собой часть мощей
Климента, которые в конечном счете оставил в церкви св. Климента в Риме).
Именно церкви Богородицы Владимир передал «десятину» — право сбора со всех
видов государственных доходов. И именно за право на эту «десятину» во второй
половине XI в. боролся летописец, вводивший рассказ (с.
19) о крещении - «корсунскую легенду». А к этому времени были и
иные церковные центры, прежде всего митрополия с построенным полвека спустя
храмом Софии.
У Десятинной церкви в числе главных аргументов корсунской версии
было и то, что Владимир был захоронен в ней и туда были перенесены останки
Ольги. Но обстоятельства похода Владимира на Корсунь, видимо, не поднимали ни
авторитет князя, ни авторитет корсунского клира храма. Дело в том, что
Владимир, по-видимому, поступил так, как и позднее нередко поступали русские (и
нерусские) князья. Часто встречаемые в летописях осуждения князей (враждебных
«своему») за «ободрание» церквей на самом деле были не «святотатством», во
всяком случае, не воспринимались так самими виновниками. Речь обычно шла о вывозе
святынь из «чужого» храма в свой. Вполне вероятно, что сам поход на Корсунь был
вызван нарушением каких-то соглашений со стороны Византии. Но князь-неофит мог
ставить и вполне прагматическую задачу: обеспечить новую веру кадрами
священослужителей. Вполне вероятно, что в этом плане на Корсунь указывали и
переселенцы из Моравии: культ Климента соединял подунайских славян — Корсунь и
Русь, и в Корсуне, тесно связанном со славянским миром и русами Причерноморья,
нетрудно было найти служителей, знакомых со славянскими языками.
В первоначальной организации церкви на Руси заметно переплетение
черт арианства и бритто-ирландской христианской традиции. В арианской церкви
никакой централизации не было и отдельные общины управлялись выборными епископами.
Из летописи следует, что Владимир в церковных делах советовался с «епископами».
С учреждением митрополии роль ближайшего советника князя перешла, естественно,
к митрополиту. Ирландская традиция выше епископов ставила настоятелей
монастырей и особо чтимых храмов. Скажем, на территории нынешней Австрии, где
все монастыри были основаны ирландскими миссионерами, отдельной епархии вообще
не было. И на Руси главный храм Киева времени Владимира — Десятинная церковь
Богородицы возглавляется настоятелем Анастасом, фактически распоряжавшимся всей
церковной казной. Не был епископом и Ефрем, в течение ряда лет в 30-е годы XI
в. возглавлявший новгородскую церковь (с. 20).
Не был, наконец, епископом и знаменитый Иларион. В митрополиты в
1051 г. он был возведен советом епископов прямо из пресвитеров. Но он,
очевидно, был из тех пресвитеров, которые фактически возглавляли русскую
церковь.
Принятие христианства — религии, основанной на глубокой
письменной традиции, потребовало, естественно, создания условий для подготовки
собственных кадров. Летопись сообщает об открытии особых училищ, куда отроков
направляли не всегда добровольно («матери плакали о них... как о мертвых»).
Христианство потребовало письменного же размежевания светской и церковной
юрисдикции. В средневековых юридических сборниках сохранились «княжеские уставы»
и «уставные грамоты», оформляющие такое размежевание. Естественно, что первым
в этом ряду идет «Устав князя Владимира о десятине, судах и людях церковных».
Но оказывается, что «Устав» этот был сочинен почти два столетия спустя, видимо
в Ростове, греческий и прогреческий клир которого яростно боролся против
владимирского князя Андрея Боголюбского, пытавшегося учредить особую митрополию
с центром во Владимире. В данном документе появляется патриарх. Это патриарх
Фотий, который около 867 г. объявил о крещении росов (конечно,
причерноморских). Здесь в качестве первого митрополита называется в разных
редакциях либо Михаил, либо Леонтий. Но Михаил известен также по данным IX в.,
а Леонтий — «митрополит из Преславы,
что в России», автор послания «об опресноках», жил не ранее середины XI в. и
представлял, видимо, нижнедунайскую «Росию» (ту самую, на которую будет
претендовать русский митрополит Киприан в конце XIV в). В итоге в «Уставе» ко
времени Владимира можно отнести только раздел о «десятине» — западном церковном институте, известном в такой же форме и
западным славянам.
А в летописи сохранились глухие указания на то, что вокруг
княжеских установлений шла борьба. Славянское и русское право не знало смертной
казни не только за воровство, но и за убийства («кровная месть» оказывалась
как бы за границами письменного законодательства). Какие-то епископы потребовали от Владимира, чтобы он
«казнил разбойников», поскольку «умножились разбои». Владимир, якобы, возражал
епископам: «Боюсь греха». На это ему разъяснили (с. 21), что он «поставлен
от Бога казнить злых и миловать добрых». Владимир подчинился, и это сразу
сказалось на казне, в которую перестали поступать «виры» (штрафы). Тогда
(видимо, другие) епископы вместе со старцами градскими посоветовали вернуться
к «строенью отьню и дедьню», т.е. к традиционному славянскому и русскому
праву. Иными словами, ни греческий «Номоканон», ни западноевропейское церковное
право не были приняты Владимиром, а также какими-то близкими ему христианскими
общинами.
В летописи как бы итоговая статья о княжении Владимира дана под
996 г., хотя обобщенный образ оценивался определенное время спустя как бы в
поучение кому-то, кто от этих принципов отступил. Главный мотив этого
«прославления» — Владимир любил дружину, с которой совещался и об устройстве
«Земли», и о войнах, и об «уставе земленом». На пирах его и в совете с ним
постоянно были также бояре и старцы градские, вплоть до сотских и десятских. Но
какой-либо устойчивой системы ему, как и многим знаменитым завоевателям,
создать не удалось. Земское самоуправление в лучшем случае выстраивалось снизу
вверх до размеров «Земли» — территории в прошлом племени или союза племен, а во
времена Владимира определенной сельской округи, прилегающей к городскому
центру. В основном с этого времени земли - княжения будут строиться по
единообразной схеме: стольный город, ряд городов значительно меньших размеров
на определенном удалении от столицы и небольшие укрепленные пункты — убежища
по периферии. Связь земель-княжений с «матерью городов русских» — Киевом была
только личностная, и она таковой останется надолго. Князь держит все эти земли
под контролем лишь как глава семейства. Но сыновья покорны, пока отец в силе, и
выходят из-под контроля, если положение родителя пошатнулось. О конфликтах
Владимира со Святополком и Ярославом в источниках говорится, о других —
непосредственных сведений нет, но более чем вероятно, что таковые были. Владимир,
похоже, не оставил завещания, именно политического завещания. И не потому, что
не успел, «разболевшись», как сообщает летопись, рассказывая о намерении князя
идти на своего княжившего в Новгороде сына Ярослава. Не было очевидного
принципа. Принцип майората ещё (с. 22) не
сложился, и Владимир не мог его вводить и потому, что сам он не был старшим в
роде, и потому, что старший — Святополк был сыном тоже старшего Ярополка.
Практически невозможно было выстроить и возрастную иерархию сыновей:
рожденные от пяти жен, они либо не знали, либо не хотели признавать старшинства
братьев от другой матери. В усобицах, последовавших за смертью Владимира, это
проявляется достаточно отчетливо. Новые принципы будут провозглашены новым
поколением. И тогда появятся фальсифицированные генеалогии. А вокруг возраста
и происхождения Ярослава во второй половине XI в. развернется острая полемика,
сопровождавшаяся уничтожением летописных и иных текстов и записей.
Литература:
1.
Повесть
временных лет. Т. 1—2. - М.; Л., 1950.
2.
Крещение
Руси в трудах русских и советских ученых. - М., 1988.
3.
Принятие
христианства на Руси. - М., 1987.
4.
Левченко
М.В. Очерки по истории
русско-византийских отношений. - М., 1956.
5.
Кузьмин
А.Г. Падение Перуна. -
М., 1988.
6.
Рыбаков
Б.Л. Язычество Древней
Руси. - М., 1987.
(с. 23). ВСЁ.

0 коммент.:
Отправить комментарий